АвторСообщение



Сообщение: 290
Настроение: чтобы улететь на небо надо иногда смотреть себе под ноги
Зарегистрирован: 27.09.10
Откуда: Россия мать, Ермишь
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.16 21:56. Заголовок: Основатель Ермиши-кто он?


Степан Тарбеев, основатель села Аносово - кто он?
17 век начинал определять ход мировой истории, Россия, преодолев смуту, укрепляла свои позиции на континенте. На российский трон был избран первый царь из династии Романовых -Михаил, правление которого было справедливым и грамотным. В стране наступил более спокойный период, были снижены налоги, иностранцы получили права на строительство заводов в России, началось развитие металлургии. Россия стала меньше вести войн и начала активно осваивать Поволжье, Сибирь и Черноземье. Вот только степные соседи и Крымское ханство совершали постоянные набеги на русские земли, оставаясь постоянной проблемой, встающей с колен, страны. . Стужей и ранним снегом зима 1627 года вторглась в русские пограничные города. Холодный северный ветер вырывался в кипчакскую степь и метался там, как голодный степной волк. Он то бросался в лицо колючими хлопьями, то внезапно стихал и прятался в глухих пограничных оврагах. Степан Иванович Тарбеев, государев посланник, вытирая запорошенные глаза еще сухой рукавицей, каждое утро внимательно вглядывался в неприветливую степную даль, надеясь увидеть приближающихся всадников. На границе государства, как всегда, было неспокойно. Уже почти год, как он со своим посольством выехал из Москвы и был здесь, в Волуйке, на «розмене», дожидаясь охраны крымского хана, которая должна была сменить московскую и проводить посольство до Бахчисарая. Посольский обоз уже которую неделю скученно томился во дворах, а казацкая охрана, как всегда, сонно бродила по округе и только застоявшиеся, покрытые инеем лошади, фыркали и изредка постукивали копытами, скучая по степному ветру. . В суровом облике царского посланника, в коренастой осанке, в черных волосах и курчавой бороде, в прищуре глаз еще просматривались черты его ордынских предков. Степан Иванович не был дипломатом, но он мог быть вполне доволен своей складывающейся судьбой. Она круто повернулась к нему, когда он, московский дворянин, служивший воеводой в Сапожке, в 1617 году был взят писцом в Поместный приказ. После окончания смуты Михаил Романов брал в Москву только верных себе людей. И вот он уже стоит у царского стола в одном ряду с русскими князьями и знатными московскими дворянами. Служба в Приказе не прошла незамеченной. В архивах сохранилось множество выписей из дарственных и отказных книг за его подписью, которые он выдавал землевладельцам в разных уездах Московского государства, в том числе и в Мещерском, Кадомском, Шацком, Касимовском. Занимался обмером земли в Рузе, Звенигороде, Старице. . Благополучной была и личная жизнь Степана Ивановича: дома, в его родовом имении Тарбеево Московского уезда, его всегда ждала жена Аксинья с дочкой Машей. Степан Иванович был потомственный Московский дворянин из древнего рода Тарбеевых. Еще в 1340 году к великому князю Семену Ивановичу выехал из Золотой Орды служить Мердулат Бий Мурза Тарбеев, во святом крещении Семеон, потомки которого служили Российскому престолу воеводами, стольниками и в иных знатных чинах, и жалованы были от государей поместьями. Деревня Спас-Торбéево, у речки Козельки в Сергиево-Посадском районе Московской области, впервые упомянутая в документах 1516 года, являлась родовым гнездом дворян Тарбеевых, от которых и получила свое название. Этим имением в 1543году владел вотчинник Матвей Мосолов Тарбеев, а в 1622 году имение перешло от старшего брата Андрея Степану Тарбееву и его племяннику Богдану Корнилову, сыну Тарбеева. . 30 июня 1620 года (можно считать основанием р.п. Ермишь) Степан Иванович получил вотчинную жалованную грамоту от царя Михаила Федоровича Романова на село Архангельское (Аносова слободка) с пустошью на реке Шеуре (по другим источникам Шеуле) в Замокошском стане Кадомского уезда (хранится в государственном архиве РГАДА). Речка Шеула - это речка, вытекающая из Токмаковского родника, а ядро села располагалось за Надежкой, вокруг пруда, сегодня принадлежащего А. Костину. Вотчинная земля граничила с землей Глинковских , Токмаковских и Котовских владельцев, простиралась до речки Еремша и занимала территорию современного поселка Ермишь. Русский царь стремился награждать выслуженными вотчинами за участие в военных кампаниях и за верную службу дворян, раздавая им земли на окраинах государства для расширения страны и укрепления рубежей. Наша земля в те далекие времена называлась Рязанской «Украиной». В 1635году половину села с пустошью Ананьино (пустошь располагалась около речки Ананьина, это ручей, протекающий по улице Больничная и впадающий в р. Ермишь) он отдает в приданое своей дочери Марии и дарит своему зятю, московскому дворянину Ивану Львовичу из древнего русского рода Плещеевых. . В архивах РГАДА имеются документы, которые говорят о том, что будущие владельцы села Аносова общались в тесном кругу Московского Кремля. В разрядных списках существует перечень присутствовавших на приеме 17 мая 1624 года, когда «Государь Царь и Великий Князь Михайло Федорович всеа Русии и отец его государев, великий государь святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии» принимали у себя Кизылбашского посла, «Русам-Бека с товарища», на приеме присутствовали: дворянин Степан Иванович Тарбеев и отец его зятя, стольник Лев Афанасьевич Плещеев, а также князь Борис Александрович Репнин, который выкупит у Тарбеевых село Архангельское – «Аносово тож». В разрядных списках за 10 апреля 1625 года написано, что «у Государя Царя и Великаго Князя Михаила Федоровича всеа Русии был стол», у стола, уже среди дворян и выходцев из княжеских родов, были и Степан Тарбеев, и Лев Плещеев. А в 1626 году Степану Тарбееву поручается возглавить миссию в Крым для ведения переговоров с Крымским Ханом, и это назначение нельзя считать неожиданным. . Целью посольства был сбор необходимой информаци о правящих в Крыму властях, ставленниках турецкого султана, вручении им грамот и подарков, оценка их настроения и склонение к поддержке Москвы в военных делах, необходимо было изучить состав и состояние крымского войска. Нужно сразу сказать, что миссия, в этом смысле, удалась не в полном объеме, потому что посольство попало в период междуусобных распрей правящих кланов, в результате которых на крымский трон турками был посажен Джанбек Гирей . . С самого начала экспедиции, сопровождающие миссию, татары начали вымогать себе подарки, сверх положенных, и когда Тарбеев отказал, сказав, что «на то нет Государева указа», мурзы, осердясь, шли до Крымских улусов день и ночь, почему, по словам Тарбеева и его товарища подъячьго Ивана Басова, «под арбачеи и под людишками нашими погоняли и водили нас по горам и по ржавцам, и лошади в телегах многия стали и дорогою розметали, и под государеву казну и под свои тележенки лошади у татар нанимали дорогою ценою». Но, несмотря на все трудности и даже угрозу самой жизни, потеряв по дороге в Крым 31лошадь, посольство сохранило царскую казну и подарки (поминки) и добралось до конечной цели. . В своих отписках в Москву, которых было двенадцать, и которые сохранились и являются ценными памятниками, представляющими яркую картину быта того времени и событий сношений Москвы и Крыма, Степан Иванович опишет, какое притеснение и насилие, вымогательство подарков, угрозы претерпевало Крымское посольство. Но, несмотря на трудности, главные цели посольства были все же выполнены, была изучена обстановка на полуострове и налажена связь с новой крымской властью. Степан Иванович, в силу своего характера, так же выполнил не мене важную и благородную миссию, выкупив большое количество крымских полоняников(пленных), потратив на это и свои последние деньги, попадая периодически в безвыходные положения, лишаясь средств, претерпевая голод и унижения, занимая средства у крымских татар и евреев. Об этом существует множество документов и показания спасенных. . Вернувшись в Москву и получив за Крымское посольство 40 рублей жалованья, Тарбеев получает новое назначение и отправляется в мае 1630 года воеводой в Заонежские погосты Новгородского уезда. Где, видимо, он и закончил свою государственную службу. Степан Иванович умер в ноябре 1640 года, а его жена Аксинья пережила его лишь на один год. Свои имения под Москвой и село Аносово он завещал своему брату Василию. 25 марта 1642 года Василий Тарбеев продал село Аносово князю Б.А. Репнину за 3000 рублей и на вырученные деньги выкупил вторую половину Спас-Тарбеево у своего племянника Богдана Тарбеева, и стал единоличным владельцем родового имения. 7 апреля 1647 года это имение, после кончины Василия Тарбеева и продолжительных претензий племянников, перешло к его вдове Наталье и дочерям Марии и Александре. . Правнуки Б.А. Репнина, Петр и Андрей, 15 апреля 1755 года получили «Указ Ея Императорскаго Величество Самадержице Всероссийской из государственной Берг- Коллегии» и в вотчине села Аносова возвели на реке Еремша плотину и железоделательный завод, а жителей села (530 душ мужского пола) приписали к заводу, на котором они и работали. 20 августа 1776 года, после смерти Андрея Репнина, который управлял заводом, предприятие было продано Ивану и Андрею Баташовым за 80 тысяч рублей со всеми угодьями и крепостными. Потомственные промышленники Баташовы наладили производство и сделали завод одним из крупнейших в регионе. Они перевезли с других своих заводов опытных мастеровых, а также перенесли село Аносово вместе с жителями и деревянной церковью Михаила Архангела к заводу. Баташевы, сохранив название села, возвели церковь рядом с заводом (в Ленинском садике), и только 83 человека, которые по договору остались у Петра Репнина, были переведены в принадлежащее ему село Репьевка в Пензенской губернии. Село Архангельское – «Аносово тож» соеденилось с Еремшинским железоделательным, впоследствии чугунолитейным заводом и сохранило свое название до 20 века, получив современное название Ермишь.


Спасибо: 2 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]





Сообщение: 291
Настроение: чтобы улететь на небо надо иногда смотреть себе под ноги
Зарегистрирован: 27.09.10
Откуда: Россия мать, Ермишь
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 05.04.16 21:59. Заголовок: Отписка С.И.Тарьеева


Отписка Степана Тарбеева и Ивана Басова . с описанием чудесного явления иконы Пречистой Богородицы . над дверьми Царьградского Софийского собора

За время своего пребывания в Крыму (1627— 1628 гг.) Степан Иванович Тарбеев, возглавлявший посольство, выкупил немало русских «полоняников», которых он расспрашивал о их происхождении, об обстоятельствах пленения и о пребывании на чужбине. В одной из своих отписок в Посольский приказ Тарбеев и Басов сообщали: «Да в Крыме, государь, приходят к нам, холопем, полоняники и полонянки, Московского государства люди, с плачем, чтоб их вывесть к Москве. А живут на воле, отработався. Июля в 9 день посылали мы, холопы твои, переводчика Семена Андреева к Маметше-аге говорить: которые твои государевы люди в прежних летех иманы в полон, а ныне отработались, живут в Крыме на воле, а хотят с нами итти к государю к Москве, и он бы Маметша-ага государю послужил, царю доложил, чтоб царь для братцкие дружбы и любви тех государевых людей велел к государю отпустить, а великому государю то судить в любовь, да и на отпуске царю и калге мы о тех полоняниках говорили, и царь хотел тех вольных людей отпустить к государю.. .».
Один из таких полоняников, Афанасий Васильев, родом из Курска, рассказал о чудесном явлении иконы Пречистой Богородицы над дверьми Софийского собора в Константинополе, очевидцем которого он, видимо, и являлся. Его рассказ и приводит Степан Иванович в своей отписке государю. Важность и достоверность события не вызывает у русского посла сомнений, так как он не упомянул бы о нем в секретной переписке с Московским царем.
Важную роль в этой отписке играет мотив христианской святыни, не оскверненной ничем вопреки усилиям могущественного турецкого султана, также в рассказе фигурирует наказанный нечестивый турок, пытавшийся снять икону. События рассказанные в отписке, вызывают и наше доверие, так как записаны подлинным историческим лицом за очевидцем еще в Крыму, сразу после освобождения Афанасия Васильева от многолетнего рабства в Турции.

Ниже приводится подлинный текст исторического документа, который и нам понятен при его внимательном прочтении, и который позволяет нам прикоснуться к глубинным христианским корням.


Отписка Степана Тарбеева и Ивана Басова

Список с отписки, что прислал к государю патриарху посол ис Крыму в прошлом во 138 году августа в 24 день.

Государю царю и великому князю Михаилу Федоровичю всеа Русии и великому государю светейшему ''патриарху' Филарету Никитичю московскому и всеа Русии холопы ваши Степанко Тарбеев, Ивашко Басов челом бьют. Декабря, государи, во 18 день приходил к нам, холопем вашим, полоненик курчанин посацкой человек Офонка Васильев. А сказывал нам, холопем вашим, что он в турской земли был много лет в работе. И ныне де он отработался и выехал в Крым сего лета, а хочет на Русь итти. А сказывал нам, холопем вашим, что во Царьгороде в соборной церкви у Софеи премудрости божий над дверьми явилася икона пречистые богородицы. И турской де царь с пашами своими тое икону ходил смотрити. И паши де ему говорили, что де веруют греки и стрельцы греческаго города, что тое икону поставили на том месте греки. И турской де царь тое икону пречистые богородицы велел обделать кругом и закрыти досками и прибить гвоздием, чтоб тое иконы не видел никто. И назавтрее той же образ пречистые богородицы, стал тут же у церковных дверей выше того места. И царь де велел тот образ пречистые богородицы вкинуть в кладезь и заметать камением и засыпать землею. Назавтрее из де тот образ пречистые богородицы стал на том же месте у церкви Софеи премудрости божий на дверех. И царь де тот образ пречистые богородицы велел вкинуть в море. И назавътрие де тот образ пречистые богородицы стал на том же месте у церкви Софеи премудрости божий на дверех. И царь де тот образ пречистые богородицы велел в огне зжечь. И как де тот образ сожгли и от тово де образа пошли три звезды. И от тех де звезд во Царегороде в трех местех загорелось де многия дворы и лавки, где приставают карабли и суды, выгорели многие. И тот де образ пречистые богородицы из огня востал невидимо и стал на том же месте. И царь де стал устрашен, царяграцкаго патриарха хотел казнить злою смертию." А говорил де царь патриарху: «Что, де то ты зделал ведовством своим?». И приходили де к царю афендеи иво и царю то разсуждали: «Нельзе де тебе за то патриарха казнить, не от нево де то зделалося, а зделалася де от бога. Видел ты, царю, и сам, что от тое иконы бог показал чюдеса. И метал де ты тое икону в кладезь и заметывал камением и землею, и в море метал и в огне велел зжечь. И она ставилася на том же месте и ничим невредима».
И царь де их не послушал, послал тое иконы снимати турченина. И тот де турчанин влезши ударил тое икону пред царем по лицу смолою. И тово де человека от тое иконы пречистые богородицы шибло, и стал разслаблен, рукама и ногама не владеет. И царь де от тово стал страшен; не велел де тое иконы с тово места снимати; да велел у тое иконы поставить сторожу крепкую, чтоб к той иконе греческих людей никово не пущали.
И ныне образ пречистые богородицы стоит у церкви Софеи премудрости божий над дверьми по-прежнему. А каким переводом и что на том образу пречистые богородицы подпись, и он тово нам сказати не умел, потому что он русково обычая отвык взят в полон мал давно.
Архив ЛОИИ, ф. 11 (Археографическая комиссия), оп. 1, № 44 А


Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 292
Настроение: чтобы улететь на небо надо иногда смотреть себе под ноги
Зарегистрирован: 27.09.10
Откуда: Россия мать, Ермишь
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.17 18:35. Заголовок: Ермиши в 2017 году исполняется 400лет


Божею милостию мы великий государь царь, и великий князь Михаило Федоровичъ всеа русии самодержецъ пожаловал есмя Степана Ивановича Тарбеева за его к намъ и ко всему московскому государству прямую службу Какъ в прошломъ во 126 году пришелъ под наше государство подъ царствующий град Москву литовского короля Жигимонтовъ сынъ Владиславъ и в прошломъ во 127 году стоялъ онъ подъ Москвою со многими польскими и с литовскими и с немецкими людми и с черкасы и Московского государства всякими умыслы и прелестию прельщалъ и жестокими приступы доступалъ и хотелъ московское государство взять и разорить до основания и церкви Божии осквернити и святую нашу истинную непорочную православную христианскую веру попрать а учиннити свою проклятую еретическую латынскую веру а онъ Степан помня Бога и Причистую Богородицу православную и христианскую веру и наше крестное целование с нами великимъ государемъ царемъ и великимъ княземъ Михайло Федоровичем всеа русии на Москве в осаде сиделъ и за православную и христианскую веру и за святые Божия церкви и за насъ великого государя противъ королевича Владислава и польскихъ и литовскихъ и немецкихъ людей и черкасъ стоялъ крепко и мужиственно и на боехъ и на приступехъ бился ни щадя головы своей и ни на какие королевичевы прелести не прелстился и многую свою службу и правду к намъ и ко всему московскому государству показалъ и будучи в осаде во всемъ оскудение и нужу терпелъ и королевичъ Владиславъ гетманъ Хоткевичъ и все паны рада и полские и литовские и немецкие люди и черкасы слыша нашихъ людей за право славную хрестьянскую веру и за насъ великого государя крепкостоятельство и твердость а от бояръ нашихъ и воеводъ которые были на Москве и которые с Москвы из осады посланы были по городомъ видя над собой промы -слъ и крепкостояние учинили з бояры нашими и со всею землею московского государства перемирие и из государ-ства нашего и с земли королевичъ и гетманъ со всеми полскими и с литовскими и с немецкими людми и с черкасы вышел в Литву и в Полшу и городы которые было поймалъ намъ великому государю отдалъ и то зделало ся Божию помощью и заступлениемъ и великихъ московскихъ чудотворцовъ и отца нашего святейшаго патриарха Филарета Никитича московского и всеа русии и матери нашие великие старицы Марфы Ивановны молитвами и нашемъ царскимъ счастиемъ а бояръ нашихъ и воеводъ и всякихъ чиновъ людей к намъ прямую службою и радениемъ и твердостью и за те службы мы великий государь царь и великий князь Михайло Федоровичъ всеа русии самодержецъ пожаловалъ есмя ево Степана съ поместного оклада семь сотъ чети со ста чети по двадцать чети итого сто сорокъ чети и съ ево жъ поместья в кадомскомъ уезде селомъ Архангельскимъ а Оносово слободка тожъ да въ пустоши Ананине въ вотчину со всеми угодьи а по выписи съ кадомскихъ книгъ письма и дозору Тимофея Исканского 125 (1617) года в деревне Омосово написано пашни паханые перелогомъ и лесомъ поросло средние земли сто двадцать чети въ пустоши Ананине девяноста шесть чети съ полуосминою и перешло у него въ той вотчине сверхъ нашего указу лишка въ пустоши Ананине семдесят шесть чети съ полу осьминою и темъ переходомъ владети ему въ поместье до болшихъ нашихъ писцовъ и мерщиков какъ въ кадоме будутъ писцы наши или болшие мерщики и они ту ево вотчину отъ поместные земли отмежуютъ отъ прочей вотчинную земле с поместною землею розмежуютъ с вотчинною землею съ рядъ с одново а поместную потому ж а на ту вотчину велем есмя ему дати нашу царскую жалованную грамоту за нашею государственною красною печатью и по нашему царскому жалованию въ той вотчине он Степан и ево дети и внучата и правнучата вольные и вольно ему и ево детемъ и внучатомъ и правнучатомъ та вотчина про дать и заложить и в приданые дать и въ монастырь по душе до выкупу дать а хто будет роду ево тое вотчину из монастыря похочетъ выкупить и имъ та вотчина выкупать ценою по нашему царскому указу противъ дачи сколко въ ней въ даче четвертные пашни написано а дать за чети по полтине а будет продастъ въ чюжой родъ а хто будетъ ево родъ захочетъ тое вотчину вы купить и ему выкупать по прежнему уложению какъ их родовые и купленные вотчины выкупаютъ а будетъ у него родъ неостанетца или останетца а выкупать не похочет и та вотчина из монастыря взять на насъ а деньги в монастырь дать за нее из нашие государские казны по той же цене по полти не за чети а в монастырь та вотчина попрежнему нашему уложжению не крепка а толко у него детей и роду неостанетца а останетца одна жена и жене ево той вотчиной владети по свой живот после своего живота та вотчина для мужа своего и своего по минка отдать в монастырь до выкупу а из монастыря та вотчина выкупить на насъ и дати за нее из нашие царские казны денги по полтине за чети а будетъ после ево жена ево учнетъ сидети во вдовахъ иль пострижетца и ей та вотчина вольно продать и заложить а будетъ жена ево останетца бездетна а вдовством сидеть и постричся не похочетъ а пойдетъ замужъ и та вотчина взять на насъ в поместные земли а мужа ее по душе за ту вотчину дать из нашие казны денги противъ того какъ из монастыря указано выкупить а жениха ее пожалуемъ истое вотчины в поместье по нашему царскому разсмотрению что доведетца.

Писана нашего государства въ царствующемъ граде Москве лета 7128 (1620) июня в 30 день

Подпись на грамоте дьяка Герасима Мартемьянова
Справка подьячева Ивана Ларионова.





Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



Сообщение: 293
Настроение: чтобы улететь на небо надо иногда смотреть себе под ноги
Зарегистрирован: 27.09.10
Откуда: Россия мать, Ермишь
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.03.17 18:52. Заголовок: СПРАВКА О ПЕРВОМ УПОМИНАНИИ СЕЛА ЕРМИШЬ, АНОСОВО ТОЖ.


СПРАВКА

О ПЕРВОМ УПОМИНАНИИ СЕЛА ЕРМИШЬ, АНОСОВО ТОЖ.

На основании анализа представленного Документа (Архив РГАДА ф.1209, оп.4, кн.№5991, д.№9, лл. 107 — 113.) – жалованной вотчинной грамоты царя Михаила Фёдоровича помещику Степану Ивановичу Тарбееву за московское осадное сидение от 30 июня 7128 (1620) года - на Кадомского уезда село Архангельское, Аносово слободка тож и прилегающие земли - можно заключить, что первое письменное упоминание села Ермишь (село Архангельское, Аносово слободка тож) можно отнести к 1617 году, поскольку в данной грамоте есть ссылка на Кадомские книги письма и дозору Тимофея Исканского за 1617год, где в поместных землях Степана Ивановича Тарбеева упоминается деревня Амосово с прилегающими землями, и именно деревня Амосово с прилегающими землями с 1620 года переведены в вотчину Степана Тарбеева и стали называться село Архангельское, Аносово слободка тож ( в последствии получившее название Ермишь).

Подписи:
Б. В. Горбунов, профессор, доктор исторических наук, академик РАЕН, Заслуженный работник высшей школы России, Почётный работник Высшего профессионального образования РФ, лауреат премии им. И. И. Срезневского (Правительства Рязанской области) и премии В. В. Маяковского "Светить всегда!" (Союза писателей России), Почётный гражданин города Ряжска.

Заведующий кафедрой история России РГУ - Александр Федорович Огарев, доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии военных наук, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Лауреат Государственной премии Маршала Г.К.Жукова.

10.03.2017г. гербовая печать РГУ им. С.А. Есенина.

Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет